М. Ю. Панов о Якове Телишевском

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла путь в искусство тем, кто не мог бы мечтать об этом при царском режиме, дала возможность раскрыть свой талант. Среди таких молодых людей оказался и сын мелкого ремесленника из Гомеля Яков Семенович Телишевский. Он родился в 1900 году и с детства тянулся к искусству. Начал учиться в художественной студии имени Врубеля и уже в первый год революции, 18-летним юношей, участвовал в выпуске в Гомеле агитационных плакатов и «окон РОСТА», в украшении города в дни революционных праздников. Но занятия в гомельской студии не удовлетворяли его, он хотел более основательно изучить изобразительное искусство. Телишевский едет в Москву, поступает во Вхутемас и после нескольких лет упорной учебы под руководством В. А. Фаворского оканчивает в 1929 году графический факультет по отделению книги и полиграфии.
Первые же произведения Телишевского, созданные им в Москве, – офорт с акватинтой «Разгон Учредительного собрания» и серии гравюр на дереве «Осоавиахиму» и «Мы и наши враги» («Четыре всадника», «Иностранные оккупанты и белогвардейцы в Архангельске», «Страничка прошлого русской авиации») привлекли внимание и получили высокую оценку художественной общественности не только у нас, но и за рубежом, на выставках в Париже и Лейпциге.
Его гравюры на дереве, как правило, отличаются высоким мастерством и показывают глубокое понимание своеобразия этой техники, ее изобразительных возможностей, связанных с особенностями материала. Если в первых гравюрах художника ощущалось некоторое влияние его учителя В. А. Фаворского, то вскоре Телишевский вырабатывает свою манеру, для которой характерны продуманность композиционных решений, энергичный штрих, живописность и смелое использование контрастов черных и белых плоскостей.
Станковым произведениям Телишевского всегда была свойственна острая политическая направленность, в них художник как бы продолжал путь, начатый в первые годы революции. От того времени и его излюбленный прием, которому он остался верен и в последний период своего творчества, – введение в гравюры текста, усиливающего их эмоциональное воздействие на зрителя.
Еще учась во Вхутемасе, Телишевский начал работать и в области книжной графики. Из книг, оформленных и проиллюстрированных им в 1930-х годах гравюрами на дереве, нужно отметить «разгром» А. Фадеева (1934), «Слово пристрастных» М. Голодного (1936), «Иностранный легион» В. Финка (1935), «Шагают миллионы» Л. Дегтярева (1933) и другие. Особо следует упомянуть две книги, посвященные началу строительства Московского метрополитена, которые имеют большое историческое значение и занимают видное место в основанной М. Горьким серии «история фабрик и заводов».
Лучшей его работой этого времени явились иллюстрации к повести Ю. Либединского «Неделя», выпущенной в улучшенном оформлении издательством «Федерация» в 1932 году к 15-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Художник сделал для этой книги суперобложку, рисунок на переплете, титульный лист и три большие страничные иллюстрации, изображающие основные перипетии описываемых автором драматических событий – эпизодов борьбы Красной Армии на Южном Урале в 1920–1921 годах. Выбор этого произведения был для Телишевского не случайным: он иллюстрировал почти исключительно книги советских писателей – более близкие и понятные ему и по духу, и по содержанию.
Художник много работал над оформлением и иллюстрированием учебников и учебной литературы, включая и книги на иностранных языках. Телишевский понимал, что культурная революция – ликвидация неграмотности и всеобщее обучение, – которой В. И. Ленин придавал такое большое значение, требовала массового издания высококачественной учебной литературы, не только хорошо отпечатанной, но и художественно оформленной. Это была задача первостепенной политической важности. Учебники, будь то букварь для малышей или пособие для рабфаков и школ рабочей молодежи, должны были привлекать и заинтересовывать своим внешним видом. Иллюстрации в учебниках имели еще более важное значение, помогая учащимся скорее, легче и лучше усваивать учебный материал.
Телишевский за довоенные годы работы в издательствах учебной литературы выполнил большое количество высокохудожественных обложек и иллюстраций для учебников. Он часто применял оригинальные и интересные решения, много трудился над шрифтами и другими деталями книжного оформления. Все это отнимало столько сил и времени, что художнику постепенно пришлось совсем оставить гравюру на дереве, в которой он так успешно и с большим мастерством начал работать. Об этом можно пожалеть. Но искусство многогранно, нет «высокого» и «низкого» искусства, настоящий художник создает настоящие произведения, в какой бы он области ни работал. Быть может, отказаться от искусства, доступного тысячам, ради искусства, необходимого миллионам, – не жертва, а своего рода подвиг, требующий от художника большой твердости характера и высокой политической сознательности.
Во время Великой Отечественной войны Телишевский воевал в армии командиром отделения автоматчиков и был отмечен правительственными наградами. В 1960-х годах, когда в области художественного оформления учебной литературы появилась талантливая молодежь, Телишевский вновь вернулся к своей любимой гравюре на дереве. В 1963 году он создал иллюстрации к книге «Украинские народные думы», в 1964 – к «Егору Булычову» М. Горького, в 1966 – к «Золотому коню» Я. Райниса, в следующем году – к «Мещанам» М. Горького и другие. Всего за свою 60-летнюю художественную деятельность Телишевский оформил и проиллюстрировал более 100 книг.
В последний период своего творчества он создал ряд станковых произведений – гравюр на дереве. Из них наиболее значителен и по художественным достоинствам, и по своему социально-политическому звучанию триптих «Независимость, свободу и мир Вьетнаму!», созданный в 1968 году во время американской агрессии во Вьетнаме. Художник включил в эту гравюру текст, содержащий выражение солидарности с борющимся героическим вьетнамским народом и гневное осуждение американских агрессоров. К работам этих лет относится и ряд экслибрисов, сделанных для друзей и знакомых. В небольших, изящных гравюрах он с большим мастерством отобразил черты личности и круг интересов владельцев книжных знаков.
Последним его произведением, почти полностью законченным, была гравюра, посвященная одному из любимых его писателей – Антуану де Сент-Экзюпери. Она награвирована так энергично и живо, что трудно поверить, что ее создал художник накануне своего 80-летия. Она проникнута свойственным писателю-пилоту оптимизмом, верой в человечество и любовью к людям. Эта гравюра является достойным завершением более чем 60-летнего творческого пути талантливого художника. Яков Семенович Телишевский скончался 20 августа 1980 года.
Художник-коммунист, он сочетал увлеченность искусством с активным участием в общественной жизни, всегда был хорошим и отзывчивым товарищем, человеком высокой принципиальности и редкой скромности. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках в Советском Союзе и за рубежом и имеются в собраниях многих музеев страны.
Настоящая выставка дает достаточно полное представление о творчестве Якова Семеновича Телишевского, предоставляет возможность познакомиться с его произведениями, созданными в разные периоды жизни художника.

Из каталога выставки 1984 года